Одна из новейших попыток охарактеризовать эллинистические монархии

Одна из новейших попыток охарактеризовать эллинистические монархии при­надлежит A. Aymard (Histoire gen4rale des civilisations publ. sous la direction de

  1. Grauzet, I, L’Orient et la Grece antique par A. Aymard et J. Auboyer, P., 1953, стр. 385—532). Эта характеристика находится в тесной связи с общими историческими взглядами автора и с его пониманием эллинизма. История представляет смену «циви­лизаций». В эпоху эллинизма на смепу цивилизации греческих полисов приходит ци­вилизация монархическая, цивилизация «басилеев». Автор усматривает «чудо» в том, что в греко-восточном мире, где наследие Востока должно было бы подавить инди­видуум, эллинистическая цивилизация содействовала расцвету человеческой лич­


ности. Вся история эллинизма рассматривается Aymard с точки зрения завоевания (военного и «морального») греками Востока и «национальной» реакции. «Роковым» оказалось, по его мнению, то обстоятельство, что эллинизм, распространившийся на огромной территории, эволюционировал и даже проникался иностранными влияниями (стр. 388). Восток представляется автору чем-то косным, неподвижным, ему свойствен­но лишь прозябание и пассивное восприятие «высшей» культуры, принесенной завое­вателями. Исторические данные нередко рассматриваются с морально-психологической точки зрения. Поэтому большую роль играют такие моменты, как «сверхчеловеческая душа Александра», эгоизм греков и т. п. Aymard считает, что перед греками был выбор между двумя линиями поведения по отношению к побежденным: поднятия уровня жизни последних или эксплуатации.

Для Aymard отправным пунктом в анализе эллинистического государства являет­ся официальная идеология. Но изолированное изучение государственного строя, с точ­ки зрения официальной идеологии, юридической теории или даже системы и харак­тера учреждений,— а именно такое изучение мы находим у Aymard, — не может приве­сти к решению поставленных проблем. Это решение может быть намечено только в связи с исследованием данного общественного строя, уровня экономического раз­вития, форм собственности и владельческих отношений, классовой структуры обществ. То, в чем Aymard усматривал «чудо»— яркие проявления человеческой личности в эпо­ху эллинизма,— в действительности было результатом развития эллинистического общества с его многообразными противоречиями и причудливым сочетанием начал Эллады и Востока.

Яндекс.Метрика