О. В. Кудрявцев склонен был считать

О. В. Кудрявцев склонен был считать (стр. 20, прим. И), что упоминаемые Пто­лемеем для племен Дакии анарты представляют собой собирательное понятие для кель­тов северной Венгрии и Румынии. Но, во-первых, Птолемей упоминает для Дакии также и другое кельтское племя — теврисков, отличая тем самым одно племя от дру­гого. Во-вторых, сведения Птолемея о расселении анартов на севере Дакии, если, как он пишет, начать с Запада (Geogr., 111,8, 3), подтверждаются эпиграфическим памят­ником из северо-западной области провинции от времени Максимина (237 г.)[1], ‘что заставляет нас отнестись с доверием и к его сообщению о тевр исках. Но тогда оказывается, что для северо-западной Дакии известны, по крайней мере, уже два кельт­ских племени, и почему одно из них, анарты, должно рассматриваться как собиратель­ное понятие для всех других кельтских племен, остается неизвестным. Существует также мнение (Ева Бониш и др.), что анарты были иллирийским племенем, ушедшим в северо-западные области Семиградья (Дакии) под нажимом бойев, переселившихся, как известно, в 80-е гг. I в. до н. э. из областей современной Чехии в северо-западные области Венгрии. Выселиться скорее всего могла только часть племени анартов, и в этом случае возможно пребывание их как в областях Северной Венгрии, так и на се­вере Румынии. Но тогда следует признать иллирийский характер племени анартов.

Не являясь специалистом по истории славян и в области славянской филологии, я воздерживаюсь от суждения относительно соответствующих частей работы О. В Куд­рявцева. Вместе с тем на исследовании О. В. Кудрявцева о Deus Dobrates, примыкаю­щем к теме о костобоках, я остановлюсь подробнее. Следует прежде всего отметить большой интерес отдельных небольших исследований О. В. Кудрявцева к данной теме. Широкая осведомленность автора в рассматриваемом им вопросе, выходящая далеко за пределы собственно античной тематики, делает эти исследования ценными не только для специалиста-античника, но и для лингвиста, для занимающегося древней историей СССР и для слависта вообп$е. В этом отношении замечательна статья о Deus Dobrates (стр. 103—112). Исследованием этого памятника на Западе, как известно, неоднократно занимался Йозеф Гампель [2] [3], который относил его к фракийскому на­селению Интерцизы °. Имя божества— Dobrates Гампель выводил сначала из названия города в Дакии — Drobeta, а затем из названия фракийского племени Добрее в южной Фракии, считая, что Deus Dobrates был божеством этого племени. Теперь О. В. Кудряв­цев предлагает объяснять имя бога — Dobrates из славянских языков, и это предполо­жение представляется весьма убедительным. О. В. Кудрявцев доказывает, что первая половина имени бога представляет прилагательное «добр*, вторая— постпозитивное указательное местоимение «тот», многочисленные параллели чему имеются в ранних славянских списках евангелиев. Само посвящение датируется О. В. Кудрявцевым II—III вв. н. э.

[1]   Римский милевой столб дороги Напока-Поролисс называет vicus Anartorum 4(CIL, III, 8060), т. e. село анартов на расстоянии 16 римских миль к северу от Апула.

[2]    «Archaelogiai fertesito», 1903, стр. 317, изобр. 12; 1906, стр. 240; 1912, стр. 330— 332;Апп .Ёр., 1904, стр.443.0. В. Кудрявцев не останавливается на точке зрения Гампеля.

[3]    Посвящение Deo Dobrati сделано рабом Евтиком и происходит из римской кре­пости Интерцизы в Нижней Паннонии. Памятник представляет собой рельеф, изобра­жающий всадника, под ногами которого лежит обнаженная фигура, перед всадником стоит фимиатерион, что указывает на божественную сущность всадника. Под рельефом начертана надпись с посвящением.

Яндекс.Метрика