Наконец, О. В. Кудрявцев доказывает

Наконец, О. В. Кудрявцев доказывает, что наиболее важный аргумент этой теории— опубликованная в 1895 г. надпись элевсинского гиерофанта от времени Марка Аврелия, сообщающая о «беззаконном деянии савроматов», сопоставляемых с разрушившими элевсинский храм костобоками,— также не убедителен, поскольку архаическое «са- вроматы» могло быть употреблено в надписи согласно литературным вкусам того времени.

Не выдерживают детального анализа и данные кельтской теории. То, что у Птоле­мея при перечислении племен, населяющих Дакию, костобоки названы рядом с кельт­скими племенами анартов и теврисков, вовсе еще не свидетельствует, как совершенно правильно замечает О. В. Кудрявцев, о кельтском происхождении костобоков. По тем же причинам не признает О. В. Кудрявцев сколько-нибудь убедительным и второй аргумент кельтской теории аналогичного характера. Хотя у Капитолина (SHA, vi­ta Marci, 22,1) костобоки названы рядом с бастарнами и певкинами, которых наиболее известный представитель кельтской теории Р. А. Рейнак считает кельтами, однако, как указывает О. В. Кудрявцев, между бастарнами и певкинами, с одной стороны, и [1] [2] костобоками, с другой, у Капитолина названы еще аланы, племя сарматское. К тому же кельтское происхождение бастарнов вовсе не является общепринятым в науке и в свою очередь также требует доказательств (стр. 20—21). Далее автор отмечает, что сопоставление имени костобоков с именем кельтского племени трибоков, к которому прибегает кельтская теория, является легковесным аргументом. И, наконец, самым серьезным возражением против кельтской теории является отнюдь не кельтский харак­тер личных имен костобоков. Далее О.В. Кудрявцев доказывает, насколько искусствен­ной и эклектичной является так называемая алародийская теория Н. Жупанича (стр. 21—24).

[1]      О. В. Кудрявцев, Вторжение костобоков в Балканские провинции Рим­ской империи, ВДИ, 1950, № 3, стр. 92—100; о н ж е, Эллинские провинции Балкан­ского полуострова во втором веке нашей эры, М., 1954, стр. 245—271.

[2] Вестник древней истории, № 1

Яндекс.Метрика