Латуни.

Различают простые латуни—сплавы меди и цин¬ка— и специальные, в которые, кроме указанных компонентов, входят другие элементы, но в меньшем, чем цинк, количестве. Латуни обладают достаточно высокой механической прочностью. При изготовлении изделий из них применяют преимущественно обработку давлением, а в некоторых случаях литьем. Стоимость латуней ниже оловянистых бронз.
Технические марки латуней содержат до 42% цинка. Добав¬ка цинка к меди повышает предел прочности сплава на растяже¬ние, который достигает наибольшего значения при содержании 45—47% цинка в сплаве. Относительное удлинение с увеличе¬нием количества цинка также возрастает и доходит до 60%.
Латуни в маркировках обозначают буквой Л. В сложных сплавах за буквой Л ставят заглавные буквы названий элемен¬тов, введенных в латунь, в порядке их убывающей последова¬тельности. Цифры, следующие за буквами, показывают содер¬жание меди и других элементов в сплаве. Например, обозначе¬ние ЛАЖМц70-6-3-1 означает следующий состав латуни: меди 70%, алюминия 6%, железа 3% и марганца 1%, остальное в сплаве — цинк. Латуни, содержащие наибольшее количество меди (от 88 до 97%), называются томпаками (марки Л96, Л90).
Латуни с содержанием цинка до 38% очень хорошо поддают¬ся всем видам обработки давлением, но плохо обрабатываются режущими инструментами вследствие большой вязкости. Латуни, содержащие более 38% цинка, можно обрабатывать давлением только в горячем состоянии; такие сплавы позволяют изготов¬лять изделия литьем.
Из простых латуней в практике наиболее распространены ла¬туни марок: Л96 — применяемая для изготовления радиаторных трубок: Л90 — используемая для изготовления листов и лент, предназначаемых для покрытия других металлов с целью защи¬ты их от коррозии; Л62 — наиболее пластичная из всех латуней и наиболее пригодная для изготовления проволоки, лент и ли¬стов.
Специальные латуни, кроме цинка, содержат алюминий, крем¬ний, свинец, марганец и др. Общее количество этих элементов в сплаве редко превышает 6—7%. Специальные латуни обладают более высокими механическими свойствами по сравнению с про¬стыми латунями, легко обрабатываются давлением, стойки про¬тив коррозии. Некоторые из них пригодны для изготовления из¬делий литьем. Поэтому специальные латуни все шире применяют¬ся в машиностроении.
Алюминий увеличивает стойкость латуни против коррозии на воздухе и в морской воде; такой является, например, латунь мар¬ки ЛА77-2, из которой обработкой давлением изготовляют раз¬личные детали в общем машиностроении и судостроении. Добав¬ка марганца и железа в алюминиевые латуни повышает меха¬нические свойства сплава и делает латунь еще более устойчивой при работе в различных средах. Из таких латуней можно назвать латунь марки ЛАЖМц70-6-3-4, из которой литьем изготовляют такие тяжело нагружаемые детали, как червячные винты.
Из других латуней следует отметить кремнистые с добавле¬нием не более 4% свинца. Такая добавка делает эти латуни при¬годными для изготовления изделий, предназначенных для работы в условиях трения, и не снижает при этом их механических и ли¬тейных свойств. К таким латуням относится, например, ЛКС80-3-3, используемая для литья подшипников и втулок.